5 мифов об учебе за рубежом
Сегодня существует много способов продолжить обучение за границей. Один из них — государственная программа
Для HeadHunter куратор программы Николай Михайлов рассказал, с какими стереотипами о зарубежном образовании он столкнулся за время работы. И объяснил, почему эти стереотипы нужно развеять.
1. Учеба за границей — это дорого
Любое образование стоит денег, а хорошее образование — денег немалых. Но всегда ли эти расходы студенты несут самостоятельно? В ряде стран это делает государство: например, Германия, Швейцария, Норвегия готовы оплатить высшее образование для иностранных граждан.
В других странах, в частности в США, Австралии, Великобритании, образование стоит дорого. Поэтому в мире широко распространены стипендиальные и грантовые программы — сегодня значительная доля студентов обучается не за свой счет.
Такие программы появляются и в России. Государственный грант «Глобальное образование» рассчитан на инженеров, научных работников, медиков, специалистов в области образования и управления в социальной сфере. Грант покрывает для них стоимость обучения в магистратуре, аспирантуре или ординатуре зарубежного вуза и сопутствующие расходы.
За счет гранта можно жить, передвигаться и даже лечиться по месту учебы: далеко не каждая стипендия покрывает такое количество расходов. Еще одним отличием российской программы является отсутствие дополнительных тестов и конкурсов. Для получения гранта достаточно самого факта поступления в зарубежный университет: если ваша специальность включена в список, то, считайте, грант ваш. Взамен от участников программы требуется одно — продолжить после учебы карьеру в российской компании.
2. Поступить слишком сложно
Поступить в Оксфорд и Кембридж, конечно, сложнее, чем куда-либо еще, хотя и там хватает российских студентов. Но существует огромное количество менее известных, но очень сильных университетов, конкурс в которых ниже. Вряд ли вы слышали про Висконсинский университет — он никогда не относился к категории элитных. Однако инженерные специальности в нем преподают на самом высоком уровне даже по меркам США. Поступить в такой вуз на платное отделение вполне реально.
На рейтинг университета во многом влияет диверсификация студентов. Считается, что обучение происходит не только от преподавателя к студенту, но и в процессе общения студентов между собой. И чем более диверсифицирована группа по странам, тем лучше. Поэтому многие университеты устанавливают квоты на поиск кандидатов из тех или иных стран. Возможно, вы будете удивлены, но студенты из России являются одними из самых любимых кандидатов. Традиционно у них более высокие баллы по международным тестам, они способны и старательны, и берут их с удовольствием.
Слабым местом для наших студентов является знание языков, но даже на это порой закрывают глаза: язык подтягивается в первые же месяцы, а вот общие способности и мотивация человека на протяжении учебы меняются мало. У многих университетов «недобор по России», и главная причина — даже не язык, а недостаточное понимание преимуществ зарубежного образования и существующих возможностей.
3. Нужно ехать в вуз для сдачи экзаменов
В отличие от российской практики, для поступления в иностранную магистратуру или аспирантуру нет необходимости приезжать в университет и проходить специальные испытания. Достаточно сдать стандартизированные международные экзамены, которые включают в себя проверку знаний языка и, в ряде случаев, специальных предметов. Один из примеров популярного стандартного экзамена для вузов США, Канады и Швейцарии — тест GRE: в него входят задания по математике и английскому языку, подготовиться к которым можно заранее. Широко известны TOEFL, IELTS и другие.
Почти во всех крупных городах России существуют сертифицированные центры, где можно сдать эти тесты или пройти подготовку к ним. Результаты экзаменов можно направить сразу в несколько университетов, приложив документы и мотивационное письмо с объяснением, зачем и почему вы хотите учиться именно в этом заведении. Серьезным препятствием для поступления может знание языка. Но переоценивать эту проблему не стоит: каждый вуз устанавливает собственный проходной балл для языковых экзаменов — его легко найти на сайте университета. Обучаться можно не только на английском, но и на языке страны, в которую вы собираетесь отправиться. Для этого нужно также сдать специализированный экзамен, например, DALF для французского, TestDaF для немецкого и так далее.
Тем не менее, на подготовку придется потратить определенное время: на практике это занимает от нескольких месяцев до года. Сдача тестов, подготовка документов требует определенных усилий. В рамках программы «Глобальное образование» с этим помогают координаторы проекта. Также существуют центры, которые бесплатно консультируют по вопросам поступления в университеты той или иной страны.
4. С зарубежным дипломом возьмут куда угодно
Безусловно, иностранный диплом — показатель определенного уровня. Но не стоит его переоценивать: сама по себе «корочка» не является гарантией успеха. Большинство работодателей в первую очередь смотрят на реальные навыки и опыт. Однако, международное образование может стать базой для масштабного развития и успешной карьеры: иногда выпускники начинают замечать это через несколько лет работы после университета.
Многие компании в первую очередь рассматривают кандидатов – выпускников стипендиальных программ. А магистры и аспиранты зарубежных вузов часто оказываются более квалифицированными и привлекательными для работодателей кандидатами.
Участникам «Глобального образования» с трудоустройством
5. Это только для молодых
В зарубежных университетах легко встретить взрослых студентов, особенно на магистерских программах, — обычно ограничений по возрасту для обучающихся нет.
В этом нет ничего удивительного. Пожалуй, 30-35 лет — то время, когда многие переосмысливают свою жизнь и работу, хотят изменений, нового витка развития. Зарубежное образование для этого идеально подходит: оно позволяет получить знания, одновременно получая уникальный опыт, знакомясь с новыми людьми и новыми способами мышления. Зачастую эти факторы зачастую оказываются не менее важными, чем непосредственно полученные в ходе обучения навыки.
*Материал подготовлен совместно с государственной программой «Глобальное образование».